MOTOZOOM
Суббота, 30.03.2024, 06:35
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта

Главная » 2008 » Январь » 14 » Электронные охранные сигнализации
Электронные охранные сигнализации
14:46
Любая электронная охранная сигнализация состоит из системы оповещения владельца и окружающих (среди которых вполне могут оказаться как потенциальные свидетели, так и просто сочувствующие люди) и системы блокирования двигателя от несанкционированного запуска. Оповещение включает в себя сирену и пейджер, а также комплекс из датчиков, среди которых можно выделить датчики удара, объема, а также датчики наклона/перемещения/крена. И еще хорошо известный по автомобилям класс контактных датчиков, который, к сожалению, редко используется на мотоциклах. Блокировка (их может быть несколько) выполняются с использованием реле, которые могут быть выносными или встроенными в корпус сигнализации.

Продолжая классификацию - охранные сигнализации могут быть простыми и сложными.

Простые сигнализации.


Это как правило моноблочные системы, выполнные в одном корпусе с сиреной, с встроенным малогабаритным аккумулятором, обеспечивающим аварийную работу сирены в течение какого-то времени. Так же традиционно подобные системы имеют встроенный датчик удара/вибраций, часто с регулируемой с пульта дистанционного управления чувствительностью, и с встроенным в корпус блокировочным реле. Несмотря на простоту, подобные сигнализации стоят не дешево - вызвано это незначительным спросом на них, если сравнивать с автомобильным сегментом рынка - а производителю важно отбить затраты на разработку, что при малых объемах продажи возможно лишь увеличивая отпускную цену. Тем не менее, данный класс находит своего потребителя в классе недорогих малокубатурных мотоциклов и скуттеров, для которых характерна небольшая емкость аккумуляторных батарей - ведь мото-сигнализации потребляют очень небольшой ток - лучшие их представители могут похвастаться энергопотреблением в дежурном режиме в 2-3 миллиампера и ниже. Собственно - этим они и ценны - простые, компактные, малопотребляющие. Подключим к ним простейший пейджер (передатчик которого работает, а значит, и потребляет энергию, только в режиме тревоги), и получим простой, но достаточно эффективный для многих случаев охранный комплекс. Но, к сожалению, эти системы часто настолько просты, что даже не имеют выхода на двухпроводный пейджер, а, чтобы взять сигнал с сирены, нужно разбирать корпус и подпаиваться внутри. Не каждому под силу это.

В целом, простота не позволяет обеспечить грамотный уровень охраны, куда входит, помимо классических охранных свойств, еще и удобство эксплуатации, и необходимые расширения. Так, подключить дополнительный датчик с возможностью коммутации его зон бывает проблематично, а необходимость носить в кармане два девайса (брелок управления и приемник пейджера) напрягает. Важно также понимать, что заявленные миллиамперы хорошо, однако дополнительный датчик тоже потребляет ток, причем, так как специальных датчиков для мотоциклов еще не выпускается (во всяком случае, мне об этом ничего не известно пока), то потребление тока датчиком может быть сравнимо с потреблением обычной автомобильной охранной системы - 10-18 миллиампер для микроволнового датчика объема - норма, увы. Простой расчет показывает, что ток потребления величиной в 10 миллиампер разрядит 10-амперный мото-аккумулятор наполовину за 500 часов - это около 20 дней. Да и комплект из сигнализации и пейджера, особенно если пейжер хороший, информативный, с бОльшим радиусом действия будет не дешев. К тому же передатчик такого многозонового пейджера запитывается в режиме охраны и потребляет до 20 миллиампер в дежурном режиме - будем помнить об этом тоже.

Из встречающихся на рынке дешевых мото-охранок рекомендую обратить внимание на MS-BIKE - это недорогая малогабаритная система с большими возможностями, которые она унаследовала от автомобильных систем-доноров - MS320D и MS155 - провереных временем и верой и правдой служащих тысячам автолюбителей во всех уголках России. Многие примененные в ней алгоритмы являются уникальными, и, хотя система, с моей точки зрения, по прежнему нуждается в доработках, на ее базе уже можно создавать простые охранные комплексы, добавляя в них датчики и блокировки - по мере необходимости. В системе используется встроенный многоуровневых датчик удара, это позволяет при расширении ограничиться только микроволновым датчиком и датчиком наклона. Также у системы есть выход на пейджер производства этой же фирмы, который управляется по одному цифровому проводу - это решение заметно упрощает установку и увеличивает надежность всей конструкции. К сожалению, в модификации MS-BIKE-2 для возможности коммутации микроволнового датчика был использован банальный транзисторный ключ, что увеличино потребление тока системой в разы. Надеюсь, что этот момент будет учтен при доработках, производители о нем знают :-).


Другим вариантом может быть также простая, но из серии - "есть все и ничего лишнего" охранная система. В мотоверсии в комплекте есть датчик объема, причем двухзоновый, отключаемый с пульта. Система усиливается датчиком наклона (причем не обязательно цифровым - во многих случаях можно обойтись простым ртутным микриком), далее в систему добавляется аккумулятор, малогабаритная сирена в водонепроницаемом исполнении, и получается комплект как на фотографии.


Маленькие размеры позволяют установить сигнализацию практически на любой мотоцикл или скуттер, а термо-пистолет за пару минут делает ее еще и водонепроницаемой (проклеивается корпус со стороны разъемов).

Современная охранная система.

Важная оговорка - такой системы для мотоциклов не существует - может быть, со временем что-то изменится, и кто-нибудь произведет настоящую мото-сигнализацию, оснащенную необходимыми мото-датчиками и мото-GSM/GPS системой оповещения/поиска - даже не берусь гадать - когда это произойдет. Но пока производители не спешат вкладывать средства в мотоциклетное направление, увы. А что же делать - необходимость в электронной защите насущна и требует решения уже сегодня!

Попытка совместить преимущества некоторых из представленных на рынке датчиков и пейджера "Car-Monitor" привела к рождению первой в мире мотоциклетной системы оповещения! Комплект, который представлен на фотографии, сейчас проходит испытание в боевых условиях.


Попутно затрону очень важную тему - автономное питание охранного мото-комплекса "из кубиков". Автономное питание обеспечивает работу системы в полном объема, в случае, если плохиш выведет из строя штатный аккумулятор (1) мотоцикла (а это может быть сделано с помощью портативной дрели и длинного сверла - все знают, где на мотоцикле "живет" аккумулятор). В других мото-сигнализациях встроенный в модуль аккумулятор на дисковых элементах питает только сирену в этом случае. А, например, отдельно прикрученный пейджер работать не будет. А оно нам надо? Нет. Заодно предостерегу вообще от использования так называемых автономных сирен. Далеко не все они имеют "умные мозги", которые дают команду на зарядку встроенного аккумулятора после запуска двигателя. Обычно же этот хиленький аккумуляторик настырно заряжается всегда, и с возрастом сирены (ну скажем, через пару лет) ток заряда возрастает до, например, 20-30 миллиампер. Всегда. Да и скрытно такую сирену не поставишь - нужно обеспечить доступ к замочку (который тоже от честных людей). В общем - выливаю сейчас на автономные сирены ушат критики :-)).

Как работает схема - на диодах D1 и D2 собрана простейшая схема переключения и развязки двух батарей - штатной и дополнительной (10). Зарядная цепочка D3 R1 обеспечивает подзарядку аккумулятора (10) от генератора небольшим током. В случае, если мотоцикл простоит без внимания несколько недель, дополнительный аккумулятор может сильно разрядиться, и для более быстрого его "возвращения в строй" используется дополнительная зарядная цепь из D4, D5, R2. Мощность резисторов нужно выбирать не менее 2 ватт. Цепи световой сигнализации (если таковые имеются), а также другие мощные потребители (например, клаксон) нужно запитывать непосредственно от штатной батареи.


Для предотвращения разрядки батарей во время длительных стоянок (две недели и более - погода плохая, поломка, или еще какая причина) хорошо использовать так называемый компенсатор разряда - малогабаритное зарядное устройство, позволяющее поддерживать напряжение на батарее в норме. Однако для этого требуется электрическая розетка поблизости с мотоциклом. В случае, если розетки нет, то остается либо использовать бустер (малогбаритный аккумулятор с зарядным устройством и кучей других функций), либо не забывать заряжать батарею чаще обычного.

Конечно, следить за состоянием аккумулятора всегда ломает. Мне, например, лениво даже просто снимать сидение и откручивать два винта крышки аккумуляторного отсека, чтобы подключить крокодильчики этого маленького зарядного устройства. Для облегчения этой "сверхзадачи" я не поленился и вывел разъем для подключения наружу (на фотографии этот высунутый на свет разъем отмечен стрелкой). Теперь, если нужно, то достаточно просто воткнуть туда штекер, а зарядку - в розетку. Но, слава богу, пользоваться этим практически не приходится - две недели без езды у нас возможно разве что зимой :-)).


Вообще, когда говорят про проблему более быстрого разряда аккумулятора из-за навороченного охранного комплекса, то у меня всегда стандартное возражение - я предпочитаю, чтобы мотоцикл оставался моим и дальше, пусть и с разрядившимся аккумулятором, может быть, раз в год, и то по большому недосмотру. Аккумулятор можно и зарядить, а вот мотоцикл вернуть назад - вряд ли.

В комплект, показанный на фотографии, входят двухзонные датчики удара (3) и объема (4), а также цифровой датчик наклона (5) и контактный датчик сидения (7). Далее будут рассмотрены особенности подключения и монтажа всех используемых датчиков.

Излучатель пейджера не только обеспечивает постоянный контроль зоны (приемник владельца периодически принимает контрольные посылки передатчика), но также имеет блок сопряжения (2), который принимает управляющие сигналы от приемника владельца, являющимся, и в этом уникальность девайса - и пультом управления всего комплекта в целом. Так, с помощью команд симпатичного брелка, на экранчике которого изображен байк, можно не только ставить и снимать систему с охраны, но и отключать/подключать датчики целиком или же их предупредительные зоны. То есть комплекс функционирует ровно так, как доктор прописал. Добавляет радости и отдельный выход на клаксон - совсем не лишняя фишка для мотоциклов (позже также будет об этом сказано). Удобно, что клаксон работает только при нарушении главных зон охраны - а по предупредительным зонам и при постановке/снятии на этом выходе сигнала нет. И правильно - а то слишком громко :-)).

Жаль, что дальность управления системой владельцем невелика, хотя тревожные сигналы достигнут приемника на стандартном для большинства пейджеров расстоянии (до полукилометра в городе). А как быть, если хочется более совершенной системы, позволяющей "вести наблюдение" за мотоциклом с помощью пульта, и к тому же позволяющей изощренно и разнообразно блокировать двигатель, включая и противоразбойную функцию? Ничего не остается, как обратить свои взоры в сторону автомобильных сигнализаций и попробовать найти наиболее подходящее предложение в этом сегменте. Такие попытки предпринимаются так или иначе всеми установщиками - например, в обзоре у московского специалиста по охранным сигнализациям для мотоциклов Groma (в миру Роман) также предлагаются автомобильные системы - к этому вынуждает инертность производителей сигнализаций. А среди автомобильных сигнализаций есть из чего выбрать - еще бы, их существует несколько сотен разновидностей. Особого внимания заслуживает уже давно известный, но сравнительно недавно получивший "второе развитие" класс двухсторонних охранных систем. Еще бы - эти сигнализации имеют встроенный в брелок информативный пейджер, а лучшие представители способны обеспечить двухстороннюю связь "брелок-мотоцикл-брелок" в режиме - "запрос-ответ" на расстоянии до километра в городе. На Франкфуртской выставке "Автомеханика 2002" было представлены самые разные сигнализации из этого класса - более десятка моделей. Наиболее удачная из них представлена ниже на фотографиях. Но сразу оговорюсь о ее "автомобильных недостатках", которые присущи так или иначе любой автомобильной охранной системе.

1. Потребление тока - по сравнению с лучшими представителями мото-систем - велико. Частично лечится правильной концепцией установки.

2. Сигнализация не рассчитана на эксплуатацию в условиях повышенной вибрации. А именно - могут отваливаться кварцевые резонаторы на плате антенного модуля. Лечится расположением компонентов по возможности в средней части мотоцикла, модуль антенны при этом располагается желательно расположить плашмя - для уменьшения, так сказать, "неподресоренной массы" :-)).

3. Сигнализация не любит скачков напряжения. При разряженном аккумуляторе во время запуска двигателя она может соскочить в служебный режим. Однако, к счастью, он в ней штатный - для выхода достаточно нажать две кнопки на пульте. Индикация этого режима хорошая, так что недостатком это можно назвать с натяжкой - просто производитель перестраховался, на всякий автомобильный случай.

Ну и все - больше недостатков пока не выявлено. Ах да - штатное реле блокировки в комплекте - тоже автомобильное - для блокировки его лучше не использовать. Потому что был случай, когда установщик прикрутил это реле (на новой Хонде CBR-600RR) под обтекатель таким образом, что при сборке реле задевало металл рамы. И что вы думаете - на повышенных оборотах (12 тысяч и выше) реле от вибраций разрывало свои контакты на миллисекунды - этого хватало, чтобы мотор глох! После замены на герметичные малогабаритные реле глюк полностью исчез, естественно. Заодно мы померяли дальность с владельцем этой Хонды - поставили два мотоцикла рядом, и пошли "в люди", периодически нажимая четвертую кнопку на брелке - проверка связи. В условиях застройки из одно-двухэтажных зданий дальность составила 650 метров (у Хонды 600RR спидометр меряет расстояние с точностью до метра - круто). Кстати, я ожидал большего, но и это - хороший показатель, так как дальше от мотоцикла удаляться и при наличии сигнализации и замков - рискованно. Пока что мне ВСЕГДА хватало дальности связи, а по способности пробивать этажи подземных гаражей (причем без окон вообще) эта сигнализация, возможно, не имеет равных. Но я дорогие пейджеры от Альтоники (Геолинк) не пробовал - потому что не продаются они у нас здесь. Интересно бы узнать, кстати - сколько он потребляет в режиме "Охрана"? Да, и конечно - этот тест двух мотоциклов на расстояние связи пультов с установленными на них охранными системами заслуживает еще немного текста. Во-первых, антенны были расположены вдоль линии удаления - наверное, поверни мы мотоциклы поперек, дальность могла бы быть больше. Во-вторых, расстояние было одинаковое для двух комплектов из разных партий - стабильность, как известно - признак мастерства :-)). И в третьих, после того, как с пультов связаться с системами стало невозможно (рука с пультом вытянута вверх), мы позвонили установщику и попросили его "погулять" возле мотоциклов, вызывая срабатывание датчиков объема. Пульты принимали тревожные сигналы еще 50 метров. Only. Надежды на более высокую мощность излучения для подключенной к 12 вольтам сигнализации в мотоцикле - не оправдались (брелок работает от 1.5 вольтовой батарейки). Видимо, мощность излучения жестко регламентирована европейским законодательством...

Как можно видеть из фотографии комплекта - в него входит вот этот самый уникальный брелок-пейджер, обеспечивающий двухсторонний обмен информацией с главным модулем системы, а также активная антенна горизонтального расположения, с помощью которой (модуляция сигнала FM/FSK) достигается дальность связи до километра в зависимости от условий городской застройки.
Для брелка-пейджера в комплекте имеется очень полезный прибамбас - кожаный чехол с клипсой. Благодаря этому носить брелок можно на хлястике штанов - бак не поцарапается, да и если брелок банально уронить, ничего с ним не случится. Этот момент важен - как показывает практика, большинство неисправностей (и неудобств, естественно) в сигнализациях класса Two-way связано именно с неудачными хлипкими брелками.
Очевидно, что для мото-применения данный комплект необходимо доработать.


                                                                                                                                                            Источник: www.ddd-race.com                                                                            

Просмотров: 2538 | Добавил: motozoom
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Motozoom © 2024